Профессии, которые выбирают дети | Печать |
Школа - СППС
30.09.2015 08:46

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжать образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни молодого человека. Для выбора профессии подростку необходима информация о мире профессий в целом, о возможностях и требованиях каждой из них и  о себе самом, своих способностях, интересах. Мир профессий, как и всё остальное, часто кажется подростку чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» — всё плохо.

Категоричность подросткового выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служатe= своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию. В вопросе  о выборе профессии недопустимы со стороны родителей нажим на молодого человека, нежелание считаться с его интересами. Чтобы иметь возможность корректировать их, нужны авторитет, терпение и такт.

Сегодня мы посмотрим классификации профессий, на что надо обратить внимание при ознакомлении с конкретным видом труда. Любая профессия и специальность предъявляет определённые требования к человеку. Может случиться так, что психологические особенности вашего ребёнка будут не полностью соответствовать требованиям той профессии, которую вы хотели бы выбрать.

В современном обществе существует десятки тысяч видов труда. Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Профессия – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии Пример: профессия – учитель;  специальность – учитель истории, учитель химии, учитель математики

Существует десятки тысяч профессий и специальностей. Сориентироваться в их огромном мире очень трудно. Помочь в этом может классификация профессий.

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам. В мире профессий умелое использование классификации поможет выбрать из множества  профессий те, с которыми вы и ваши дети хотели бы познакомиться поближе, а также разобраться в современном производстве.

Существуют различные виды классификации профессий:

по первой букве их названия,

по характеру труда физический труд умственный труд по отраслям народного хозяйства

по признаку материального производства

профессии производственной сферы

профессии непроизводственной сферы

по уровню и характеру требуемой квалификации

А) высококвалифицированные

Б) квалифицированные

В) малоквалифицированные

Г) неквалифицированные

Ни одна из классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии. В самом деле, можно ли выбрать ту или иную профессию, не зная требований, которые она предъявляет к личности работника: его способностям, интересам, возможностям. Очевидно нет. Этим  целям наилучшим образом отвечает классификация профессий  построенная по признакам идущим от человека

По первому признаку – предмет труда – все существующие профессии и специальности можно разделить на 5  типов:

Т «человек – техника» — предмет труда техника. Это все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой,  в том числе и управлением (водитель, слесарь-ремонтник, техник, наладчик технологического оборудования).

Ч «человек – человек» — труд этих профессий направлен на воспитание и обучение, бытовое, торговое и медицинское обслуживание (учитель, продавец, экскурсовод).

П «человек – природа» — предмет труда природа: растительный, животный мир, микроорганизмы (биолог, цветовод).

З «человек – знаковая система» — объектом труда человека выступают  различные знаки: цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, рисунки, дорожные знаки (экономист, топограф, чертёжник).

Х «человек – художественный образ» — профессии труд которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью (музыкант, артист, модельер).

Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда.

Г – гностические профессии и специальности ( «гнозис» от др.греческого – знание или познание). Конечный продукт деятельности человека предполагает узнать, распознать, проконтролировать,  оценить, исследовать

П – по своим целям связан с активным изменением свойств, состояние предметов труда, поэтому профессии называют – преобразующими.

И – изыскательские профессии. На первый план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства

Р – профессии, связанные с использованием ручных орудий труда (моляр, хирург, сантехник, зубной врач).

М – профессии, связанные с использованием машин с ручным или ножным управлением (токарь, фрезеровщик, машинист крана).

А – профессии, связанные с использованием автоматизированного и автоматического оборудования (сталевар, печатник, ткачиха, оператор энергосистем).

Ф - профессии и специальности, в  которых основными орудиями труда выступают функциональные средства организма человека ( певец, актёр, балерина).

По условиям труда можно выделить 4 группы профессий

труд в обычных бытовых условиях

труд на открытом воздухе

труд с повышенной материальной ответственностью

труд с повышенной ответственностью за здоровье и жизнь человека или за духовное развитие человека

При выборе профессии родителям необходимо:

знать состояние здоровья подростка;

иметь представление об умственных способностях, индивидуальных особенностях характера ребенка независимо от того, считаются они положительными или отрицательными.

Основное условие для правильного выбора профессии – самостоятельность подростка. Нельзя решать этот вопрос вместо него, надо, чтобы он сознательно относиться к выбору профессии, чувствовал ответственность за своё решение. Однако из этого не следует, что можно пустить дело на самотёк, надо как можно больше помогать подростку в этом вопросе, его нужно готовить к выбору профессии. Знать, каковы черты личности подростка, как они соответствуют той или иной профессии, с помощью каких средств можно выявить наиболее трудно распознаваемые особенности личности подростка.

Подростки, которых долго опекают, страхуют от трудностей, начинают бояться наступления ответственной взрослости; представление, что «будущее само придёт», — установка иждивенца.

Очень многое зависит от семьи. В семье ребёнок включается в полезную трудовую деятельность, что формирует его отношение к труду. Родители существенно влияют на содержание планов подростка. Вначале подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах  его достижения.

Подросток представляет будущее общественное положение, не задумываясь, что для этого надо сделать. Отсюда и характерная зависимость уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся.

Выбор профессии – сложный и длительный процесс.  Здесь существует опасность затягивания и откладывания подростком профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов. Это сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения. Необходимо расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление с разными видами деятельности, практическое приобщение к труду.

Подростковые увлечения обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание деятельности, не замечая других аспектов. Юношеский возраст сложен, при всей тяге к независимости подросток нуждается в родительском совете и помощи. Но совет и убеждение нельзя заменить приказами и криками. В силу возрастных, ролевых  различий родители почти никогда не в состоянии целиком принять и одобрить поведение, стиль жизни, вкусы своих взрослеющих детей.

Многих это раздражает, но уверенность в своей правоте не должна превращаться в чувство своей непогрешимости. Нетерпимость – плохой советчик. Многие недостатки наших детей – продолжение наших собственных качеств, следствие нашего стиля жизни. Выросшие дети – зеркало, в котором отражаются те черты, которые  мы не  хотим замечать в самих себе.

Авторитарный стиль воспитания, попытки заменить убеждения  приказом вызывают у подростков негативную реакцию, протест.  А если нет – значит, ваш ребёнок  слабоволен, несамостоятелен или ограничен.

Каждое поколение и каждый индивид имеет право на собственную индивидуальность. Чем старше становятся дети, тем   больше в них собственной независимости от родителей. Не надо бояться этого и делать вид, будто у  нас в карманных лежат готовые ответы на все жизненные вопросы, только почему-то недосуг их вовремя достать

Романтизируя профессию, не следует терять чувства реальности. Необходимо наряду с положительными сторонами профессии отмечать трудности в овладении ею, определённые неудобства, если они есть

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе беседы с ним. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь роявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

4. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

5. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

6. Вместе, но не вместо. Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают — потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

 

Задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов — к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе Обратите внимание: занятия в большинстве из них бесплатные.)

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д.

ШАГ 6. В институт — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз — и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Ошибка — тоже опыт Выбор профессии — дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся — в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

 

  • Выбор профессии - не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
  • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!”.
  • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
  • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
  • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
  • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.