Шестой день недели – суббота – является органичной частью целостной учебно-воспитательной системы школы. Одной из важных задач, стоящих пред педагогическим коллективом школы, является эффективная организация воспитательной работы в шестой школьный день недели. Она планируется и проводится в соответствии с общешкольным планом работы школы, органично дополняя и продолжая его. Особое внимание уделяется проведению в субботу физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Проект «Штрих к портрету родного города» (IX республиканский конкурс на лучший проект по организации шестого школьного дня; номинация «Шестой день всегда в моде!»)
Методические материалы Академии последипломного образования по организации шестого школьного дня
Вопросы по организации шестого школьного дня
Педагогическим работникам учреждений образования необходимо руководствоваться следующими нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь, размещенными на интернет-портале Министерства образования в разделе «Шестой школьный день» и на интернет-сайте Академии последипломного образования в рубрике «Организация шестого школьного дня».
Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 19.01.2017 № 21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня».
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году».
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в шестой школьный день».
Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день».
Методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день.
Министерство образования рекомендует утвердить приказом руководителя учреждения образования продолжительность шестого школьного дня в режиме работы учреждения образования и предусмотреть в правилах внутреннего распорядка организацию работы в шестой школьный день. Примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования – не более 4-х часов.
Планирование работы учреждения общего среднего образования в шестой школьный день осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь, возможностями учреждения образования и окружающей социальной среды.
Администрация школы совместно с учителями-предметниками, классными руководителями, специалистами социально-педагогической и психологической службы, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования и другими заинтересованными разрабатывают план, где должны быть отражены различные формы работы с учащимися и родителями в шестой школьный день. Такие нововведения носят рекомендательный характер. Каждая школа должна сама планировать работу в шестой школьный день: воспитательные мероприятия, расписание факультативных занятий, объединений по интересам, графики консультаций учителей-предметников и др.
Необходимо провести дополнительную разъяснительную работу в педагогических коллективах, а также в ходе родительских собраний проинформировать родителей (законных представителей) об особенностях организации шестого школьного дня.
Министерство образования обращает особое внимание органов управления образованием и руководителей учреждений образования на недопущение случаев формального подхода к планированию и проведению мероприятий в рамках шестого школьного дня.
Оплата труда учителей, проводящих факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, производится в соответствии с установленной им педагогической нагрузкой.
Оплата труда классных руководителей, организующих мероприятия в 6-й школьный день, производится за счет часов организационно-воспитательной работы. Помимо этого, руководитель имеет право устанавливать стимулирующие выплаты (премии, надбавки) за проведение мероприятий в шестой школьный день.
Информация о предлагаемых в шестой день мероприятиях должна быть заблаговременно размещена на информационных стендах, интернет-сайтах учреждений образования, доведена до сведения родителей на общешкольных и классных родительских собраниях. На интернет-сайтах учреждений образования, в разделе «Шестой школьный день» рекомендуется размещать и поддерживать в актуальном состоянии: распорядок работы учреждения образования в шестой школьный день, утвержденный приказом руководителя, план работы учреждения образования в шестой школьный день, графики работы спортзалов, тренажерных залов, бассейнов, расписание работы объединений по интересам, спортивных секций, учреждений дополнительного образования и др., графики консультаций учителей-предметников, анонсы мероприятий, запланированных на шестой школьный день, информацию о проведенных мероприятиях и др.
В субботний день обучающиеся учреждений общего среднего образования могут посещать спортивные секции, объединения по интересам и творческие коллективы учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специальные учебно-спортивные учреждения, учреждения культуры, а также иные социокультурные учреждения и организации.
Не обязательно. Особое внимание в шестой школьный день необходимо уделить организации объединений по интересам, факультативных занятий для учащихся 9-11 классов. Перемещение факультативов на субботу позволяет не перегружать обучающихся: следует рассматривать шестой школьный день как более рациональное использование времени и возможности разгрузить учебную неделю. В субботу могут проходить физкультурно-оздоровительные, культурно-творческие мероприятия, встречи родителей с учителями-предметниками, родительские собрания и другие мероприятия. Должно четко работать содружество педагогов, родителей и учащихся исходя из целесообразности и с учетом специфики работы каждого конкретного учреждения образования.
Да, посещение обучающимися мероприятий шестого школьного дня является добровольным. Школа не должна препятствовать посещению в субботний день обучающимися учреждений общего среднего образования занятий в спортивных секциях, объединениях по интересам и творческих коллективах учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специальных учебно-спортивных учреждений, учреждений культуры, а также иных социокультурных учреждений и организаций.
Особенностью организации шестого школьного дня является проведение профориентационной работы, трудового воспитания обучающихся на качественно новом уровне и во взаимодействии со всеми заинтересованными. Новый формат воспитательных мероприятий предполагает формирование у обучающихся стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, перспективах профессионального пути, формирование готовности к будущей самостоятельной жизни.
Взаимодействие с учреждениями профессионального образования позволит учащимся получить информацию о тех профессиях, которые востребованы в стране и регионе, о перспективах развития рынка труда, наиболее реальных для трудоустройства выпускников данного учреждения образования. Старшеклассники должны видеть реальную заинтересованность в их труде на производстве, возможность успешной реализации через рабочие специальности. Профориентационная работа должна стать обязательным направлением работы в шестой школьный день и осуществляться с учетом запросов и потребностей учащихся.
В этой связи необходимо устанавливать контакты учреждений общего среднего образования через заключение договоров с учреждениями профессионально-технического, среднего специального, высшего образования с целью задействования ресурсов этих учреждений в организации профориентации обучающихся учреждений общего среднего образования (приглашение на профориентационные мероприятия представителей профессорско-преподавательского состава, ученического и студенческого актива; проведение тематических экскурсий и «дней открытых дверей», мастер-классов, других совместных профориентационных мероприятий; шефская помощь; сетевое общение, деятельность объединений по интересам трудовой направленности («Умелые руки», «Реальное дело», «Готовим сами», «Учимся шить», «Хозяюшка» и др.), организацию учебных бизнес-компаний в учреждениях общего среднего образования и др.).
Особое внимание рекомендуется уделять организации и проведению профориентационных мероприятий, допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся школ и гимназий на базе профессионально-технических и средних специальных учреждений. Проведение таких занятий в шестой школьный день на базе лицеев и колледжей поможет школьникам постичь навыки тех или иных профессий.
Современные подходы к организации этого направления работы изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2015 г. «Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования»; в методических рекомендациях по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день от 7 февраля 2017 г.
Шестой школьный день — благоприятное время для организации общественно полезного труда учащихся, волонтерской деятельности во взаимодействии с ОО «БРСМ», ОО «БРПО» (субботники, трудовые акции, благотворительные трудовые марафоны, акции по сбору вторсырья, оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе). На Интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь, в разделе «Идеологическая работа и воспитание», в рубрике «Информационно-аналитические и методические материалы» размещены рекомендации по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования.
В шестой школьный день рекомендуется проведение туристско-экскурсионной работы, содержание которой должно быть интегрировано с содержанием учебных программ по предметам, соответствовать возрастным и психофизическим особенностям учащихся. В целях совершенствования туристско-экскурсионной деятельности с обучающимися, активизации работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в учреждениях общего среднего образования Министерством образования Республики Беларусь разработан перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (размещен на Интернет-портале Министерства образования в разделе «Идеологическая работа и воспитание», в рубрике «Информационно-аналитические и методические материалы».
Максимально занятыми в мероприятиях шестого школьного дня должны быть учащиеся, требующие особого педагогического внимания, состоящие на различных категориях профилактического учета.
Следует обеспечить в шестой школьный день обязательную работу специалистов СППС по заранее составленному графику, в первую очередь, с детьми, находящимися в социально опасном положении, состоящими на учете в ИДН, воспитывающимися в замещающих семьях. Необходимо обеспечить занятость этих учащихся в выходные дни с учетом интересов и способностей. К профилактической работе с такими детьми и их семьями следует более широко привлекать представителей социальных структур, способных оказать на них позитивное воздействие.
Суббота – благоприятный день для проведения различных воспитательно-профилактических и коррекционно-реабилитационных, развивающих и досуговых мероприятий, а также работы с родителями. В шестой школьный день рекомендуется проведение «Родительских университетов», консультирования родителей по вопросам обучения учителями-предметниками и др. Материалы для работы с родителями размещены на интернет-сайте Академии последипломного образования в рубрике «Организация шестого школьного дня». Следует проводить работу по вовлечению родительской общественности в организацию шестого школьного дня: более широко привлекать родителей к работе объединений по интересам, проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и иных мероприятий воспитательной направленности.
Никаких существенных изменений в работе педагогов не произойдет. Законодательство Республики Беларусь предусматривает для педагогических работников рабочую неделю продолжительностью не более 36 часов. В соответствии с Кодексом об образовании предусмотрена шестидневная школьная неделя.
Вопросы планирования шестого школьного дня находятся в компетенции учреждения образования. Администрация школы совместно с учителями-предметниками, классными руководителями, представителями социально-психологической службы разрабатывает план работы, в котором должны быть отражены различные формы работы с учащимися и родителями (законными представителями) в шестой школьный день.
В субботу работают учителя-предметники, которые проводят консультации, факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, различные мероприятия в соответствии с планом работы учреждения образования, расписанием занятий, графиком консультаций в этот день. На сайте учреждения образования, а также в дневниках учащихся целесообразно разместить график проведения конкретными учителями-предметниками консультаций для родителей в шестой школьный день.
Руководители учреждений образования, как и ранее, будут планировать расписание шестого школьного дня с учетом организации факультативных занятий для учащихся 9-11 классов, стимулирующих — для одаренных и талантливых детей, поддерживающих для слабоуспевающих.
В широком спектре рекомендуемых мероприятий в субботний день — предоставление образовательных услуг учителями начальной школы, в том числе на платной основе, по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Также в этот день учителя-предметники могут проводить предметные недели, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы и др. Примерные формы работы с учащимися по учебным предметам в шестой школьный день размещены на интернет-сайте Академии последипломного образования в рубрике «Организация шестого школьного дня». В этой рубрике также размещены: опыт работы учреждений образования, учителей-методистов, инновационные проекты, успешно реализуемые в шестой школьный день, а также адреса сайтов, к которым могут обратиться при проведении консультаций учителя-предметники.
суббота
|
время
|
мероприятия
|
каждая суббота месяца
|
8.00
9.00
10.00-14.00
9.00
|
Платные образовательные услуги ( 5-11 классы), факультативные занятия в 9-11 классах
Платные образовательные услуги в 1-4 классах
Мероприятия службы СППС
Работа объединений по интересам
Консультации учителей начальных классов
Организация общественно-полезного труда
|
1-я суббота
|
9.00
10.00-13.00
|
Совещание при директоре
Консультации для учащихся и их законных представителей – учителя русского и белорусского языка и литературы
|
2-я суббота
|
10.00
10.00-13.00
|
Организация спортивных мероприятий. Дня здоровья 1-11 кл.
Консультации учителей химии, биологии, географии, физики
|
3-я суббота
|
10.00 – 13.00
|
Консультации учителей математики, информатики, истории
Открытые мероприятия объединений по интересам
|
4-я суббота
|
9.00 – 10.00
10.00 – 13.00
|
Совещание при заместителях директора, методические мероприятия
Консультации учителей иностранных языков
|
День недели
|
класс
|
Факультативное занятие
|
Время проведения
|
кабинет
|
ФИО учителя
|
суббота
|
9а
|
Секреты синтаксиса и пунктуации
|
08.30
|
107
|
Воробьева С.Г.
|
9а
|
Простые решения сложных задач
|
09.30
|
302
|
Мандрик Е.А.
|
9б
|
Готовимся к изучению химии на повышенном уровне
|
08.30
|
303
|
Цветкова И.В.
|
10а
|
Час здоровья и спорта
|
08.30
|
с.з.
|
Андриевский И.А.
|
10а
|
Обобщающий курс по биологии
|
09.25
|
300
|
Капля С.С.
|
10а
|
Решение творческих задач
|
10.20
|
305
|
Сакович С.В.
|
10б
|
Лексико-грамматический практикум
|
08.30
|
118
|
Баранова Л.А.
|
10б
|
Культура речи
|
08.30
|
106
|
Груцо Н.А.
|
10б
|
Решение творческих задач
|
09.25
|
305
|
Сакович С.В.
|
10б
|
Час здоровья и спорта
|
10.20
|
с.з.
|
Андриевский И.А.
|
11а
|
Лексико-грамматический практикум
|
08.30
|
209
|
Самцевич И.М.
|
11а
|
Повторяем математику
|
09.25
|
205
|
Бабанова И.Л.
|
11а
|
Повторяя физику, проверяю себя
|
10.20
|
305
|
Сакович С.В.
|
11а
|
Час здоровья и спорта
|
11.15
|
с.з.
|
Андриевский И.А.
|
11б
|
Час здоровья и спорта
|
09.25
|
с.з.
|
Андриевский И.А.
|
11б
|
Повторяя физику, проверяю себя
|
11.15
|
305
|
Сакович С.В.
|
11б
|
Обобщающий курс по биологии
|
8.30
|
300
|
Капля С.С.
|
|